Записи в рубрике «Строительство и ремонт »

Развитие инжиниринговых услуг в России: прошлое, настоящее, будущее

Прообразом современных инжиниринговых компаний являются проектно-изыскательные организации, появившиеся в нашей стране сразу же после Октябрьской революции. На 50-е годы XX века пришлось резкое наращивание потенциала проектно-изыскательского комплекса – были сформированы специализированные структуры по отраслям народного хозяйства и видам проектирования. В середине 70-х гг. в нашей стране функционировало порядка 1,5 тыс. проектных и изыскательских организаций с общим количеством сотрудников более чем в 750 тыс. человек. Несомненно, именно это время считается расцветом инженерной деятельности, однако отсутствие должной конкуренции и плановость экономики не позволяло им достичь должного максимума, хотя результаты в целом были весьма впечатляющие. В дальнейшем наступил этап резкого сокращения проектно-изыскательских институтов и конструкторских бюро что было связано, как это ни банально, с тем, что они из-за передела собственности лишились зданий и исчезали как таковые.

Благодаря инженерным организациям в СССР были реализованы важнейшие для развития страны проекты по строительству заводов, фабрик, портов, ГЭС, АЭС, ЛЭП и т.д. Таким образом, развитие инженерной идеи и инжиниринговых услуг в Советском Союзе шло за счет создания крупных проектных организаций, способных реализовывать масштабные государственные планы по строительству стратегических объектов в разных областях отечественной промышленности.

В 90-е годы в результате упадка в инженерно-строительной сфере численность проектных организаций сократилась в разы, конструкторские бюро, работающие для промышленности, резко сократились в своем числе и количестве, началось печально известное технологическое отставание от мировых стандартов. Те конструкторские и проектные институты, что юридически оставались на плаву, фактически утратили свой некогда мощный потенциал. Лишь несколько десятков из них сохранили свои научные и изыскательские мощности. До начала 2000-х годов характерная тенденция для рынка – наличие небольших узкоспециализированных компаний при почти полном отсутствии инжиниринговых организаций, способных оказывать комплексные услуги.

В начале 2000-х годов, в результате возрождения строительной отрасли, на услуги инжиниринговых компаний появился стабильный спрос, но российских компаний, способных выполнять крупные проекты с должным уровнем качества, почти не было. В стране началось засилье иностранных строителей и инжиниринговых компаний. В Москве множество объектов возводили компании HOHCTEF AG и STRABAG SE. Отечественные строительные организации, задействованные в сфере промышленного и гражданского строительства, были вынуждены довольствоваться малым, обращаться к иностранным опыту и стилю работы.

Однако зарубежные инжиниринговые компании обладали и обладают большим недостатком: при формировании в общем-то стандартных и несложных решений они выставляли за свои услуги баснословно большие счета. Причем такие, что даже у себя на родине они являются весьма нестандартными.

В итоге рынок начал выдвигать новые инициативы. Стартовало развитие российских инжиниринговых компаний. Часть из них сформировались на обломках прежних госструктур, а часть стали создаваться как независимые коммерческие организации, в числе таковых видное место занимает Инжиниринговая компания «2К», в числе основанных на прежних госструктурах - «Атомэнергопроект».

Спрос на инжиниринговые услуги и развитие отечественного инжиниринга является толчком к развитию отечественной промышленности и строительства. Тут же обнаружились проблемы, которые российским инжиниринговым компания необходимо было преодолевать в экстренном порядке, чтобы закрепиться на рынке инжиниринговых услуг, иметь способность работать на крупные проекты.

Во-первых, в крупных холдинговых структурах, занятых в сфере промышленного строительства, машиностроения, электроэнергетики, нефтепереработки, уже были сформированы свои собственные инжиниринговые подразделения, но они в большинстве своем не оправдали своего доверия, так как, не испытывая конкуренции, начали генерировать просто дорогостоящие и неэффективные решения, однако с ними все же необходимо считаться.

Во-вторых, в связи с недостатком отечественных компаний, российские предприятия активно продолжают пользоваться услугами западных компаний, пришедших на российский рынок и обладающих необходимыми компетенциями.

Чтобы не упустить возрождающийся рынок инжиниринга, российские инжиниринговые компании начали расширять направления своей деятельности и спектр предлагаемых услуг и перенимать опыт крупнейших западных инжиниринговых компаний, таких как: Fluor, HOCHTIEА AG, STRABAG SE, KBR, Aker Solutions, Heidenhain, Bechtel, VINCI, URS.

Таблица 1.
Глобальный рейтинг мировых инжиниринговых компаний за 2010 год*
место название компании
1 Fluor
2 HOHCTEF AG
3 STRABAG SE
4 KBR
5 Aker Solutions
6 Heydenhain
7 Bechtel
8 VINCI
9 URS
10 Jacobs Engineering Group

* Рейтинг составлен на основе комплексной оценки показателей компаний

Начиная с 2000-х годов, ведущую роль в формировании спроса на инжиниринговые услуги вновь стал играть государственный заказ и развитие государственных корпораций. Однако не стоит забывать о том, что не меньше, чем крупным государственным предприятиям, современные инжиниринговые решения нужны и крупным коммерческим организациям, и средним компаниям, которые являются локомотивом развития промышленного строительства - опорымодернизации и инновации.

Постепенно отечественный бизнес, занимающиеся реализацией строительных проектов и расширением производства, стал осознавать, что инжиниринговые услуги – это не дополнительные затраты, не приносящие никакого эффекта, а главное звено в успешной реализации строительных и промышленных проектов. Ведь качественно оказанный инжиниринг позволяет получить значительную экономию средств заказчика, повысить эффективность и отдачу от инвестиционных проектов, а главное придумать изюминку проекта – подковать блоху. Это знаменитое умение наших инженеров и определило формирование рывка в развитии отечественного инжиниринга.

Сейчас отечественные инжиниринговые компании предлагают заказчикам достаточно широкие пакеты услуг от проектирования до строительства: разработку инвестиционно-строительных проектов, составление проектно-сметной документации, расчет и анализ рисков, экспертизу инвестиционно-строительных проектов, контрольные функции при строительстве гражданских и промышленных объектов, промышленные и конструкторские разработки. Самое важное, безусловно, - это подготовка инженерного замысла и решения, поиск новых конструкций и технологий и определение возможностей их внедрения с учетом критерия «цена-качество».

Однако компаний, которые могут предоставить комплексный пакет услуг, сопровождать проекты высокой степени сложности, по-прежнему немного. Ведь управление инжиниринговыми проектами – это не только разработка проектно-сметной документации, экспертиза и выработка рекомендаций. Управление инвестиционно-строительным проектом – это сопровождение проекта на всех стадиях его реализации или его полное управление.
Полный комплекс услуг инжиниринговой компании включает следующие стадии:

• разработку главной движущей идеи проекта
• прединвестиционные исследования
• разработку проекта и его технико-экономическое обоснование
• экспертизу проекта
• выполнение отдельных строительных и контрольных функций на объектах
• финансово-технический надзор за строительством
• ввод объекта в эксплуатацию
• разработку решений по увеличению эффективности использования оборудования
• подготовку персонала, сервисное и ремонтное обслуживание
• вывод оборудования из эксплуатации
• техническое перевооружение.

Итак, российский инжиниринг постепенно становится ключевым фактором и одним из основных двигателей инновационной экономики. Если мы говорим о модернизации производств, технологическом рывке и новой индустриализации, то мы не можем обойти сектор инжиниринга. Сегодня инжиниринговые компании – это наследники проектных институтов 50-70 гг. XX века.

Из наиболее динамично развивающихся инжиниринговых компаний можно выделить знаменитую Инжиниринговую компания «E4»; «Инжиниринговая компания «2К», Группу «Астерос»; ООО «Прогресстех»; ООО «ЕвроСибЭнергоинжиниринг», «Атомэнергопроект», «Гидропресс»; ИК "Атомнефтехиммаш", ОАО "НИАЭП", Инжиниринговую компанию «СПбАЭП», ИК «ЗИОМАР»; Научно-Производственное Объединение «ЭЛЕВАР» и другие.

К числу малых инжиниринговых компаний относятся: Инжиниринговая компания «Серебряный Двор», Инжиниринговая компания «ТЕСИС»; Группа компаний «НАТЭК»; ООО "Инжиниринговая компания литейные инновационные технологии" Инжиниринговая компания «Магистраль».

Таблица 2.

Рейтинг российских инжиниринговых компаний за 2010 год*
место название компании
1 Инжиниринговая компания «Е4»
2 ОАО «ГИДРОПРЕСС»
3 ОАО «Атомэнергопроект
4 ЗАО «Северо-Западная инжиниринговая корпорация»
5 «Инжиниринговая компания «2К»
6 Инжиниринговая компания «ЗИОМАР»
7 ООО «Прогресстех»
8 ООО «Энерго Инжиниринг»
9 ИК "Атомнефтехиммаш"
10 Инжиниринговая компания «СПбАЭП»
* Рейтинг составлен на основе комплексной оценки показателей компаний

Курс на технологическую модернизацию российской экономики открывает перед российскими инжиниринговыми компаниями новые перспективы. Внедрение инновационных технологий либо заимствование и внедрение у нас передовых западных технологий требует качественно новой организации производства. Именно поэтому спрос на услуги инжиниринговых компаний будет многократно возрастать. При этом будет возрастать спрос и на качество их услуг. Поэтому нашим отечественным инжиниринговым компаниям следует уделить повышенное внимание вопросам сертификации, технического оснащения и аккредитации в международных организациях. Компании, которые проведут подобные изменения, получат существенные конкурентные преимущества.

Необходимыми условиями для ускоренного развития инжиниринга в России стали следующие факторы:

1. Организация профессиональнго сообщества – создание объединиений, развитие саморегулируемых организаций, формирование крепкого сообщества специалистов и развитие стандартов качества, внедрение системы гарантирования исполнения обязательств.
2. Развитие научного потенциала и базы знаний. Инжиниринг – это технология внедрения инноваций в строительство и промышленность. Инжиниринг помогает теоретические разработки конвертировать в практические. Создание крепкой базы для доведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок до стадии производства – это требование даже не будущего, а сегодняшнего дня.
3. Кадровое обеспечение отрасли. В последние десятилетия в инжиниринге были нарушены преемственность и передача знаний. Сейчас нам требуется новая система подготовки и переподготовки инженерных кадров, что, в свою очередь, позволит повысить уровень компетентности инжиниринговых компаний.
4. Формирование спроса на инжиниринг. Стимулирование спроса на услуги инжиниринговых компаний, доведение до государственных и коммерческих предприятий той информации, что инжиниринг – это инновационная основа развития экономики России.

Мария Ракхельгауз
Москва, июнь 2011 года

Еще записи в нашем каталоге

  • МУЗЕЙ MERCEDES-BENZ В ШТУТГАРТЕ
  • Каким должен быть музей, объединяющий историю автомобиля с его будущим? Редакция ENGINE-MARKET, посетила один из таких замечательных музеев. Этот фотоотчет о нашем путешествии в музей «Мерседес-Бенц», который расположен в немецком городе Штутгарте.

    Здание музея по архитектуре подобно переплетающейся двойной спирали: такое же неповторимое и элементарное, как ДНК человека.

    В плане музей представляет собой симметричный трилистник, состоящий из объединенных общим контуром трех пересекающихся друг с другом окружностей. Сферический треугольник, образованный их пересечением, вырезан и образует композиционный центр здания – атриум. В него на разных уровнях открываются те или иные фрагменты экспозиции, расположенные во вьющихся по спирали полукружиях. Посетителям предоставляется возможность подняться на одном из трех лифтов-капсул, расположенных на стенах атриума, на самый верх – и уже оттуда спускаться вниз по обвивающему полукружия и атриум серпантину. Два экспозиционных блока – «миф» и «коллекция» – расходятся по двум спиралям, но на каждом уровне можно сменить маршрут и перейти на другую «тематическую дорожку».

    «Мифологический» блок знакомит с историей марки «Мерседес-Бенц», каждый из его семи разделов посвящен отдельной эпохе или теме. Переходя из раздела в раздел, зрители как бы совершают перемещен...

  • НЕУТОМИМЫЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК
  • ЧТО ТАКОЕ RSS?

    RSS (Really Simple Syndication) — семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах.

    Технология RSS позволяет Вам просматривать обновления страниц (контента) своих любимых сайтов без посещения, собственно самих сайтов. То есть Вы можете очень быстро посмотреть какие обновления произошли на том или ином сайте за считанные минуты, не посещая его.

    Для того, чтобы оперативно получать новости с какого-либо сайта, например с этого Вам необходимо подписать на RSS-канал этого сайта. В правой верхней части моего сайта расположен небольшой блок, где Вы сможете найти кнопки для подписки на RSS-канал новостей сайта.

    КАК ВЫБРАТЬ КОМПЬЮТЕРНЫЙ КОРПУС? ЧАСТЬ 2

    ОБЗОР МОДЕЛЕЙ VOIP БИЗНЕСА

    В настоящий момент VoIP-телефония – одно из наиболее активно развивающихся бизнес направлений в мире. Телекоммуникационные услуги, которые предоставляют VoIP-провайдеры, значительно лучше по качеству и имеющимся возмо...